Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы «Понятие и виды пособий по социальному обеспечению» обусловлена тем, что социальное обеспечение во все времена имело одно из основных мест в жизни государства и общества. Оно напрямую зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой, а также социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Повышение качества жизни граждан России является ключевым вопросом государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. Потребность в социальном обеспечении возникла синхронно с возникновением человеческого общества. Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно исполняет, какие главные проблемы общества дает возможность решить. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда присутствуют граждане, которые в силу не зависящих от них причин, не могут своими усилиями приобрести источник средств для своего существования.
Вследствие этого Российская Федерация как социальное государство должна предпринять различные усилия для организации и поддержки благоприятных условий жизни граждан. При этом главной целью этих мер должно стать создание определенного уровня жизни, который смог бы обеспечить возможность физического и духовного развития человека, а также создание благоприятной среды обитания. Именно для решения таких жизненно важных вопросов, как обеспечение граждан пенсиями, социальными льготами, социальными пособиями и компенсационными выплатами, а также реализация социальных услуг и социальной медицинской помощи, существует государственная система социального обеспечения.
Одной из наиболее распространенных видов денежных выплат, которые получают российские граждане, являются пособия по социальному обеспечению.
Однако, хотя финансовый кризис и ослабил финансовое положение многих программ социального обеспечения, он также продемонстрировал, насколько важна роль систем социальной защиты как механизма замещения доходов, равно как и мощного политического инструмента в борьбе с экономическим спадом .
Стоит также отметить, что тема «Понятие и виды пособий по социальному обеспечению» в литературе освещена недостаточно и является дискуссионной, что еще раз подтверждает её актуальность.
Целью данной работы является исследование государственной системы социальных пособий.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы системы социального обеспечения в Российской Федерации;
дать общую характеристику ежемесячных социальных выплат в Российской Федерации;
п провести анализ практических аспектов назначения и выплаты назначения и выплаты некоторых социальных выплат.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальным обеспечением. Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников.
При изучении темы были использованы нормативно-правовые акты, труды российских ученых в области социального обеспечения таких как Е.Е. Мачульская, М.О. Буянова, И.П. Скворцовой, В.П. Галаганова, а также Интернет-ресурсы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили общенаучные методы системного анализа, обобщение нормативных материалов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых вопросов.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовое регулирование системы социальных выплат
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях . Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации социальных пособий, пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства .
В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные: на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени .
Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к теме выпускной квалификационной работы хотелось бы выделить один из основополагающих документов по вопросу о социальных пособиях, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, вступившая в силу в 1991 году. Именно в ст. 26 говорится о пособиях и других видах социальной помощи .
К источникам которые регулируют систему социальных выплат относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами. Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
Обобщенно эту систему можно представить в виде двух относительно самостоятельных систем — это система социальных пособий и система социальных компенсационных выплат .
Институт социальных выплат делится на подинституты страховых пособий и социальных пособий, которые в свою очередь имеют внутреннюю градацию в виде соответствующих субинститутов.
Таким образом, система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и в настоящее время включает не только пособия, но и новые виды выплат, дополняющих систему пособий. Это компенсационные выплаты, адресованные пока узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам.
1.2 Системы социального обеспечения в Российской Федерации
Государственная система социального обеспечения явление многоаспектное, которое является не только комплексом социально-экономических мер, дающих гражданам гарантии социальной поддержки, но и комплексное правовое образование, которое объединяет группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным отраслям права.
Рассматривая развитие системы социального обеспечения Российской Федерации нельзя не сказать о том, что в СССР существовала единая государственная система социального обеспечения, которая закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г., но в связи с распадом Советского Союза данная система перестала функционировать. Россия, обрела государственный суверенитет, но потеряла всю систему социального обеспечения, таким образом появилась необходимость создания общефедеральной государственной системы социального обеспечения.
Решением проблемы дефицита средств на социальное обеспечение стало создание государственных внебюджетных фондов как специфического общественного института, как финансовая категория данная структура возникла в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. синхронно с начавшимися радикальными рыночными преобразованиями, с одной стороны, в процессе формирования новейшей бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. В открытых источниках указывается на то, что формированию внебюджетных фондов способствовали сформировавшиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия, а именно:
распад СССР в 1991 г. с потерей экономических связей между бывшими республиками и притоком этнических русских из новых государств в Россию;
системный экономический и политический кризис, который сопровождался падением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением уровня жизни населения;
всеобщий кризис платежеспособности российских предприятий, который был вызван их приватизацией и бюджетный кризис;
социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др .
В результате анализа причин, невозможно не согласиться с мнением А.З. Селезнева о том, что целью учреждения государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов стало совершенствование деградировавшей в тот момент финансовой политики, формирование условий для результативного и своевременного финансирования самых важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Так как на тот момент в государственном бюджете не могли быть связаны, определенные доходы и определенные расходы .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 2 6-ФКЗ, ОТ 30 декабря 2008 г. № 27-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 22-ФКЗ, от 4 июля 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Российская газета. 2020 г. № 144.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929; - 2020. - № 24. - Ст. 3740.
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 13 июля 2020 г.) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 1999.- № 29. - Ст. 3699; - 2020. - № 29. - Ст. 4516.
5. Закон Томской области от 08 июня 2005 г. № 88-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» (ред. от 22 декабря 2010) // Официальные ведомости. Администрации области. - 2005. - № 16; - 2010. - № 22.
6. Закон Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (ред. от 23 июля 2020) // Ежедневные новости. Подмосковье. - 2006. - № 18. – 2020. - № 22.
7. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.1991. № 52. Ст. 1865.
8. Афанасьев, М.А., Голубева, Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. – 360 с.
9. Беляева, Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 12-15.
10. Борискова, И.В. Социальные пособия в Российской Федерации // Территория науки. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-posobiya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.12.2020).
11. Бочарова, О.В. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / О. В. Бочарова. – Юж. – Рос. Гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2015. – 220 с.
12. Васильев, А.В. Проблемы социального страхования и стратегия его развития в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 223-224.
13. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения / В. П. Галаганов. – М.: КНОРУС, 2018. – 320 с.
14. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 350 с.
15. Данные Федеральной службы государственной статистики Росстат во втором квартале 2020 года. [Электронный ресурс]: // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/news-270819.htm (дата обращения: 02.12.2020 г.).
16. Детские пособия. ULR: http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/ejemesyachnye-posobiya/ (дата обращения: 02.012.2020).
17. Дорофеев, А. О. Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. С. 54-57.
18. Захаров, М. Л.., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М., 2014. – 412 с.
19. Каспарьянц, Н. М. Региональные особенности развития социальной сферы России // Концепт. 2019. №S14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-osobennosti-razvitiya-sotsialnoy-sfery-rossii (дата обращения: 02.12.2020).
20. Крамер, А.В. Проблемы социального неравенства при выплате пособия на ребенка из малоимущей семьи // Трибуна ученого. 2019. № 12. С. 108-110.
21. Кризис и социальная защита // Человек и труд. 2017. № 2. С. 26.
22. Кузнецова, Т. «Новые бедные» // АиФ. 2017. №42.
23. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017.- 360 c.
24. Пашкова, Г.Г. Право социального обеспечения : учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 2018.– 160 с.
25. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2019. – 400 с.
26. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России [Электронный ресурс]. — URL: https://eco.tversu.ru/Doc/sb_konf17–1.pdf (дата обращения: 02.12.2020).
27. Роик, В. Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. -250 c.
28. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. М.: Магистр, 2018. 370 c.
29. Шайхатдинов, В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия // Российский юридический журнал. 2017. № 5. С. 173.